Теневая экономика в строительном секторе застыла — нужны новые решения
До 2027 года в Латвии реализуется утверждённый план по сокращению теневой экономики, и этой весной ход его выполнения детально рассматривался в различных рабочих группах, включая исполнителей, надзорные органы и представителей сотрудничества. Для внедрения плана были внесены поправки в нормативные акты, а также оценено влияние отдельных мер на налоговую дисциплину и предпринимательскую среду. Особое внимание по-прежнему уделяется строительному сектору, где уровень теневой экономики остаётся самым высоким. Именно здесь в этом году планируется ввести ряд новых обязанностей.
На заседании подкомиссии Сейма по борьбе с теневой экономикой при Комиссии по бюджету и финансам были заслушаны представители Министерства экономики (МЭ), Министерства финансов (МФ), а также отраслевые эксперты. Было признано, что уже реализованные меры в строительстве дали положительные результаты. В то же время участники отметили: необходимо внести коррективы с учётом того, насколько разными бывают участники отрасли — от крупных компаний, работающих по госзаказам и обязанных соблюдать строгие правила, до множества мелких мастеров, ремонтирующих квартиры.
Среди предложений — внедрение дополнительных мотивационных механизмов для налогоплательщиков, которые могли бы усилить их интерес к официальной работе.
Одним из самых эффективных инструментов в борьбе с теневой экономикой в строительстве стали электронная система учёта рабочего времени (EDLUS) и генеральное соглашение о минимальной заработной плате в отрасли. Как напомнил заместитель директора Департамента строительной политики МЭ Густс Спрогис, именно благодаря этим инструментам в период с 2015 по 2020 год удалось снизить долю теневой экономики в строительстве с 40% до 28,7%.
Однако глобальные экономические потрясения — в том числе в строительной отрасли — вновь повысили её объёмы. В последние годы этот показатель стабилизировался на уровне около 34%, что по-прежнему считается высоким.
При этом средний процент теневой экономики по отрасли не отражает полной картины. По словам Г. Спрогиса, необходимо более точно оценивать ситуацию в отдельных сегментах, потому что различия между ними существенные. Например, на крупных стройках, где обязательна регистрация времени и участвуют зарегистрированные строительные компании, уровень неформальной занятости значительно ниже. Также он невелик в проектах, реализуемых в рамках государственных закупок.
А вот на мелких объектах и частных стройках, где хозяин имеет право организовать работы сам и якобы лично в них участвует, ситуация куда сложнее. Практически невозможно проконтролировать, действительно ли человек строит дом сам или же привлекает работников "вчёрную". Особенно это касается таких мастеров, как электрики, плиточники, сантехники — их услуги зачастую не фиксируются нигде, и о них знают только заказчик и исполнитель.
В ходе подготовки плана действий выяснилось: для крупных объектов уже предусмотрено достаточное регулирование. Здесь требуется лишь продолжить контроль. А вот новые меры касаются именно малых объектов. Одним из главных изменений стало снижение порога, при котором становится обязательной электронная учётная система EDLUS. Сумма договора теперь снижена с 250 000 до 170 000 евро при строительстве новых зданий 3-й группы. Ранее EDLUS требовалась только при стоимости свыше 350 000 евро.
Для реализации запланированных на 2025 год задач готовятся изменения в нормативных актах. Предусмотрено, что инициатор строительства будет обязан загрузить в Строительную информационную систему (BIS) данные о стоимости договора. Если это строительная компания — то о предполагаемой стоимости работ. Это даст возможность проводить аналитику и отбор данных по видам строек и их затратам.
С 1 ноября 2025 года физические лица также будут обязаны указывать в системе BIS источник финансирования планируемых работ, то есть — откуда берутся деньги на стройку.
Ещё одно новшество коснётся точности EDLUS. Закон «О налогах и пошлинах» будет дополнен нормой, уменьшающей допустимую разницу между заявленным и фактически отработанным временем на объекте: она сократится с 20% до 15%. Это позволит точнее учитывать реальный объём труда при расчёте заработной платы. Поправка вступит в силу 1 января 2026 года.
Что касается частного строительства, то предложено сократить допустимую площадь дома, который можно строить своими силами — с 400 до 170 квадратных метров. Представитель Латвийской торгово-промышленной палаты (LTRK) Гунтис Аболтиньш-Аболиņш выразил недоумение, почему правительство до сих пор не приняло соответствующее решение. Он отметил, что площадь в 170 м² соответствует типичному частному дому в Латвии, а вот 400 м² — это уже серьёзная вилла. «И наивно думать, что кто-то способен построить такую самостоятельно», — добавил он.
Министерство экономики поддерживает это предложение. Хотя конкретный регламент пока не утверждён, дискуссии в правительстве уже идут, и цель — ввести новое правило до конца текущего года.
При этом было подчёркнуто: штрафами и принуждением ситуацию в малых стройках не изменить. Как указал Г. Спрогис, нужно искать положительную мотивацию — ведь человеку, решившему платить "в конверте", это лишь кажется дешевле. На деле велик риск остаться без результата и без денег — подрядчик может просто исчезнуть. А при официальном договоре клиент защищён, и в итоге может даже сэкономить.
Чтобы люди чаще оформляли легальные договоры, министерство предлагает ввести возврат подоходного налога (IIN) за затраты на официально привлечённую рабочую силу. Кроме того, предлагается создать специальный, легко администрируемый налоговый режим для индивидуальных строительных мастеров, чтобы стимулировать их регистрировать доходы.
По мнению LTRK, даже небольшой возврат налога стал бы важным стимулом для жителей легализовать сделку — особенно в ремонтах квартир и мелких стройках, которые не подпадают под строительное регулирование и BIS. Эти объёмы невидимы для государства, но составляют значительную часть рынка.
В других странах уже действует аналогичная практика — налоговая система учитывает затраты на официальные строительные услуги как часть расходов, уменьшающих налоговую нагрузку. В Латвии такой подход мог бы существенно повлиять на сокращение теневой экономики именно в наиболее уязвимом сегменте.
Komentāri
Ierakstīt komentāru